Мы обрабатываем данные посетителей и используем куки согласно политике

Общая характеристика цвета в парикмахерском искусстве

Каждому практикующему мастеру-колористу важно освоить принципы смешения оттенков при окрашивании, чтобы избежать ошибок и неудобных ситуаций в будущем. Чем лучше изучите основы колористики, тем интереснее, грамотнее сможете создавать потрясающие оттенки, видеть счастливые лица благодарных клиенток салонов красоты.
Искусство работать с теорией цвета ― главный навык колориста. Только обладая им, мастер сможет выполнять пре-пигментацию, нейтрализацию, всевозможные окрашивания без ошибок.
Для понимания теории удобно пользоваться цветовым кругом — инструментом представления непрерывных цветовых переходов и сочетаний. Благодаря ему вы создаете окрашивания, выполняете пре-пигментацию, нейтрализацию.
Практически в каждой палитре любого бренда представлен круг Освальда (цветовой), где видно расположение оттенков палитры.
Подробнее про особенности, использование в работе вы можете прочитать в статье "Цветовой круг в колористике". Обязательно ознакомьтесь с представленной информацией, т.к. это главный инструмент мастера-колориста.

Советы от Алеси Тепериковой

Что говорит ведущий колорист России об особенностях смешения и характеристиках цветов в парикмахерском искусстве? Давайте узнаем.
Все три первичных оттенка связаны и относятся к меланину (натуральный пигмент). При смешении дают коричневый, но только разная концентрация пигментов отвечает за уровень глубины тона и количество воздушных частиц.
УГТ (уровень глубины тона) — светлость/темнота натурального пигмента, без других оттенков. Делятся по шкале на 10 уровней (от черного — 1, до самого светлого — 10)
Важным фактором является также фон осветления — цвет волос, полученный после проведенного окрашивания или осветления. Необходимо правильно определять ФО для избежания нежелательных последствий по окончании процедуры.
В основе содержится аммиак, который смешивается с перекисью водорода.
Это позволяет молекулам красящего вещества проникать глубоко в структуру волоса, за счет чего цветовой пигмент заменяется.
Окрашивание — процесс разрушения меланина (натуральный пигмент) с помощью нанесения на волосы красителя.
Важно! Фатальная ошибка парикмахера салона красоты ― изучать базовую колористику для начинающих поверхностно. Вы не сможете добиться желаемого эффекта процедуры без знания точных правил работы с наукой цветовых закономерностей.

Теория цвета

Окрашивание волос ― сложный процесс. Он попадает под законы физики, химии, колористики и других наук. Кроме того, имеет и свои особенности. Чтобы правильно воспринимать цвет, понадобится три условия: источник света, отражающая поверхность и человеческий глаз. Все оттенки делятся на два типа: хроматические (цвета радуги ― синий, красный, желтый, фиолетовый, зеленый, оранжевый), ахроматические (белый и черный).
В основе всех существующих в мире хроматических цветов лежат только красный, желтый и синий. Чтобы при окрашивании волос проявился тот или иной оттенок, важно соблюдать правильные пропорции и смешивания и концентрации красящих веществ. Если смешать цвета, которые находятся в круге рядом ― можно получить оттенок совершенного другого характера. Например, из желтого и красного ― оранжевый, из синего и желтого ― зеленый, из синего и красного ― фиолетовый.

Согласно теории, хроматические оттенки делятся на:
Первичные: красный, синий, желтый. Это основные компоненты в создании желаемого цвета волос.

Производственные ― это вторичные и третичные цвета в колористике. Вторичные получают после комбинирования первичных оттенков. Третичные ― после добавления вторичных к одному из первичных.
Таким образом и построена колористика для парикмахеров.

Существует еще одно понятие ― это характер цвета. Тон может быть теплым или холодным. К теплым относятся желтый и красный оттенок, к холодным ― синий. Если в цвете преобладают желтые и красные оттенки ― он теплый, если синие ― холодный.
Первичные, третичные и вторичные цвета в колористике различают по кругу, разработанному Освальдом. Он разделен на 12 секторов. В нем можно наглядно увидеть, как один оттенок переходит в другой тон. Главные цвета удалены друг от друга на расстоянии в 120 градусов и образуют треугольники. Вершины треугольников показывают на оттенки, которые максимально удачно комбинируются между собой.

Основы колористики для парикмахеров

Чтобы создавать идеальные окрашивания, мастер должен разбираться в свойствах, чертах и особенностях цвета. К важным характеристикам, присутствующим в теории колористики, относятся следующие:
Светлота. Это показатель, который обозначает изменение цвета при сочетании с ахроматическими оттенками. Например, если добавить белый ― тон получится более ярким. Если черный ― более плотным и глубоким. Принято выделять 14 ступеней данного параметра.

Насыщенность ― определяет интенсивность и глубину тона, содержание чистого хроматического тона. Чем меньше в оттенке серого ― тем больше в нем насыщенности. Данную характеристику, прежде всего, определяет уровень натуральности цвета локонов. Существует 10 ступеней насыщенности. Чтобы создавать естественный тон, приближенный к натуральному, применяют красители уровня 1-5. Чтобы создавать креативные окрашивания ― красящие составы уровня 7-10.

Яркость. Часто этот параметр путают со светлотой, и это неправильно. Этот показатель указывает на степень близости оттенка к белому или черному цвету. Если добавить глубины ― яркость снизится, тон станет тусклым.

Температура. Показывает, к какой категории относится тон ― к теплой или холодной. Этот параметр учитывают при подборе образа и имиджа.

Цветовой тон ― основная характеристика, определяющая положение оттенка в спектре, а также его принадлежность к палитре.
Знание перечисленных характеристик и понимание того, как оттенки взаимодействуют и сочетаются между собой, помогает легко подбирать подходящие тона, создавать оригинальные сочетания и легко убирать нежелательные последствия окрашивания.

Как правильно работать с цветовыми нюансами?

Чтобы мастерски использовать всю палитру красок, работать со сложнейшими техниками окрашивания, колористу важно усвоить правила того, как оттенки взаимодействуют друг с другом. Учитывайте следующее:
Противостоящие цвета круга с аналогичным показателем интенсивности нейтрализуют друг друга. Поэтому если нужно нейтрализовать нежелательный оттенок при окрашивании ― используйте данный прием.

Нельзя сочетать теплые и холодные оттенки ― они несовместимы.

Переходить от одного цвета к другому нужно только по часовой стрелке.

Чтобы нейтрализовать холодный тон, используют теплый оттенок. Но ни в коем случае не наоборот. Дело в том, что если добавить к красному или желтому цвету холодную палитру ― получится грязный тон.

Выбирая цветовое решение для окрашивания локонов важно учитывать тип внешности клиентки, основываться на природном оттенке ее кожи и волос. Поэтому следует определить параметры насыщенности и температуры.
Выбирая краску, учитывайте ее состав. Современные красители обладают богатой палитрой, но содержат красные, синие, серо-зеленые и желтые пигменты. В зависимости от того, в какой концентрации присутствует каждый пигмент в краске, она имеет свое название ― к примеру, "золотисто-русый", "черный шоколад".

Что такое нейтрализация цвета и микстона?

Нейтрализация ― важная особенность хроматических оттенков нейтрализовать или дополнять друг друга. Для каждого хроматического цвета есть дополнительный тон. Если объединить его с исходным ― получится серо-коричневый или серый оттенок.
Обязательным дополнением к палитре парикмахера являются микстоны. С их помощью создают цветовые нюансы и убирают нежелательные оттенки. Чтобы работать с микстонами, нужно быть в курсе разных технических приемов.
Микстоны ― это интенсивные красящие составы, которые имеют спектральные оттенки ― красный, синий, желтый, фиолетовый и так далее. Кроме того, они бывают розовыми и серыми или бесцветными.
Парикмахер использует микстоны в нескольких случаях:
Чтобы нейтрализовать нежелательные оттенки и получить промежуточные цветовые нюансы.

Чтобы получить более яркий, насыщенный цвет либо, наоборот, разбавить его.

Чтобы сделать пре-пигментацию пористых и обесцвеченных волос, добавить им теплый пигмент.
Применяют микстоны самостоятельно. Также их смешивают с красителями натурального ряда.

Теперь давайте рассмотрим, как правильно использовать микстоны, и узнаем о тонкостях их применения при нейтрализации и получении промежуточных цветовых нюансов.

Как на волосах появляются нежелательные оттенки?

Полученный на волосах цвет зависит от двух составляющих:
Тона выбранного красителя.
2.
Основного цвета локонов ― косметического или натурального.
1.
Предсказать, появится ли нежелательный оттенок, можно сразу. Достаточно оценить цвет внимательно перед процедурой окрашивания.
Например, у клиентки русый оттенок с золотистым нюансом. Она пришла к парикмахеру за пепельным цветом. Что получится в результате?

Так как в золотистом тоне превалирует желтый пигмент, а у пепельного оттенка основной ― синий пигмент, после смешивания получится зеленый оттенок. То есть окрашенные волосы клиентки приобретут зеленый отлив.

Как нейтрализовать нежелательный оттенок?

Чтобы понять, каким образом осуществляется нейтрализация, давайте снова обратимся к классификации цветов. Как вы помните, они бывают хроматическими и ахроматическими.
Ахроматические ― это белый, черный и разные оттенки серого. То есть бесцветные тона. Хроматические ― это остальные цвета — как спектральные, так и неспектральные. Они различаются по цветовому тону, светлоте, насыщенности и делятся на первичные, вторичные и третичные.
Большая часть микстонов относятся к группам первичных и вторичных. О них мы и поговорим далее.
Напомним, что первичные цвета нельзя получить при комбинировании других цветов. Всего их три ― это синий, желтый и красный. Если их смешать между собой в большой концентрации ― получится черный тон. Если в меньшей концентрации ― цвет, близкий к серому.

Вторичные цвета мы получаем после смешивания двух первичных. Например, для получения фиолетового цвета нужно смешать синий и красный, оранжевого ― красный и желтый.
Основа правил нейтрализации ― закон сочетания первичных и вторичных тонов, взаимопоглощающих друг друга. В круге такие оттенки расположены по противоположным сторонам ― один напротив другого. Например, красный напротив зеленого, фиолетовый ― желтого, синий ― оранжевого. Если смешать эти тона ― получится нейтральный оттенок, так как они содержат в себе три основных цвета.
То есть в нейтрализации нежелательных оттенков ничего сложного нет. Если, как в нашем примере, волосы клиентки приобрели зеленый отлив ― нужно убрать его с помощью красного микстона. Если отлив желтый ― его убирают фиолетовым микстоном, оранжевый ― синим.

Давайте рассмотрим несколько примеров по расчету микстонов и возьмем за основу два правила: "десяти" и "одиннадцати".
Рассчитываем микстон по "правилу десяти"
Желаемый цвет ― глубина тона 6. Есть большой риск получить нежелательный оттенок. Рассчитываем формулу окрашивания следующим образом: 10-6=4. Получается, что в смесь нужно добавить 8 см (или 4 г) микстона на 60 г краски и 60 мл окислителя, если он смешивается с красителем в пропорции 1:1.
Рассчитываем микстон по "правилу одиннадцати"
Желаемый цвет ― глубина тона 6. Есть риск получить нежелательный оттенок. Делаем расчеты и получаем: 11-6=5. То есть на 60 грамм краски нужно добавить 10 см (5 грамм) микстона и 60 мл окислителя.
Микстоны не только помогают предотвратить появление нежелательного оттенка на волосах. Также это "скорая помощь" в ситуациях, когда клиентка уже пришла к мастеру с нежелательными цветовыми нюансами.

Чтобы устранить оттенок, используют цветовую баню. Смесь наносят по всей длине волос, выдерживают в течение 2-20 минут (точное время определяют визуально), затем смывают.

Что такое цветовая баня

Цветовая баня различается по составу, который подбирают в зависимости от назначения. На волосы наносится смесь из 1,5-6% растворителя, краски и шампуня. С ее помощью колористы:
Нейтрализуют нежелательные оттенки, чтобы получить достойный результат.

Делают основу под цвет, тонируют волосы, которые ранее обесцвечивали.

Выполняют ре- и препигментацию, насыщают локоны определенным пигментом.

Корректируют текущий или полученный при окрашивании оттенок.

Освежают цвет ― восстанавливают яркость и насыщенность локонов.
Существует три вида цветовых бань: классическая, на кипятке и пенная.
Классическая баня
Для приготовления используют окислитель, шампунь и краситель в равных пропорциях. Окислитель проявит цвет лучше всего уже в миске. Смешивают состав 3-5 минут.
Баня на кипятке
Делают ее следующим образом:
В смесь добавляют крутой кипяток и вымешивают 8-15 минут. Когда вода остынет ― цвет раскроется полностью.
Добавляют шампунь, опять размешивают компоненты до однородного состава.
3.
2.
Смешивают краситель и 6% окислитель в пропорции 1:1 до однородной консистенции. Краситель ниже на 1-2 УТГ желаемого оттенка.
1.
Оттенок такой бани полностью соответствует тому, который получается в результате. Причем держится цвет гораздо дольше, чем при использовании классической бани.
Пенная баня
Состав имеет плотную консистенцию, дает возможность получить чистый пигмент без базовых. Оттенок в миске ― точно такой же, какой получится на волосах. Наносят состав руками, на крупные пряди, причем очень быстро. За счет пены пигмент разбавляется. Для приготовления бани выбирают краситель на 2 УГТ ниже желаемого тона.
Можно сделать пенную баню из классической. Нужно добавить шампунь в состав, приготовленный по стандартной методике. Проявляется цвет пенной бани за 10-20 минут. Лучше всего применять окислитель 6% ― он идеально раскрывает цвет.

Делают цветовую баню только на чистых волосах. Локоны моют 1-2 раза, затем тщательно смывают шампунь и отжимают волосы.

С помощью правильно подобранной и проведенной цветовой бани колорист 100% попадет в нужный цвет.
Кстати, узнать подробно о цветовых банях можно на нашем семинаре.

Как усилить или ослабить насыщенность тона?

В колористике микстоны также часто используют, чтобы получить более яркие оттенки при окрашивании. Для этого в красящий состав добавляют ¼ часть микстона от общего объема краски. То есть, чтобы получить 60 г красящего состава, берут 45 г красителя и 15 г микстона требуемого оттенка.
Если цвет необходимо разбавить ― используют бесцветные корректоры, аммиачные или безаммиачные.

Безаммиачные корректоры уменьшают насыщенность подтона. Их комбинируют с цветными микстонами в целях создания пастельных цветов. Добавляют корректоры в небольшом количестве.
Аммиачные корректоры ― это бесцветные осветлители, которые изменяют глубину тона и усиливают осветляющую способность красящего состава. Применяют корректоры либо самостоятельно, либо в комбинации с красителями палитры. Чтобы изменить глубину тона, в красящий состав добавляют ⅓ часть корректора. Например, 60 г красителя разбавляют 20 г бесцветного микстона. Такая комбинация поднимает глубину оттенка на один уровень.
При самостоятельном использовании аммиачного корректора его смешивают с 3% или 6% окислителем в пропорции 1:1. Полученный состав наносят на волосы и выдерживают примерно 30-40 минут, затем смывают.

Таким образом, бесцветные корректоры и микстоны позволяют колористу решать любые задачи. Чем увереннее мастер работает с красителем, чем лучше разбирается в них, тем более прогнозируемым является результат окрашивания. А профессионализм колориста приводит к существенному росту его дохода.
Хотите подробнее изучить все аспекты колористики, научиться подбирать рецепты, работать пенными банями, смывками, аммиачным корректором, повысить квалификацию? - приходите на бесплатные онлайн-семинары от ТОПового колориста России Алеси Тепериковой. Затраченное на обучение время компенсируется восторгом ваших клиентов от уникального оттенка волос, который вы сможете создавать, если изучите принципы работы с теорией колористики.
Вы можете подписаться на новости, чтобы получать самую актуальную информацию из мира колористики и самыми первыми узнавать об акциях онлайн-института «PinCode богатого колориста».
Читать другие статьи
Вы можете подписаться на новости, чтобы получать самую актуальную информацию из мира колористики и самыми первыми узнавать об акциях онлайн-института «PinCode богатого колориста»